Коряги против джига.

0
186

Джиговая ловля наиболее эффективна на большой воде — крупных и средних реках, водохранилищах и больших озерах.  И так уж получается, что на этих широких водных просторах максимальная концентрация хищника почти всегда сосредоточена  на очень  маленьких локализованных  участках водоема, емко называемых в среде спиннингистов «точками». И чаще всего такими «точками» оказываются  коряжники…

 

Коряги бывают разными

Настоящим раем для любого спиннингиста станут старые коряжники — иногда целые затопленные леса верховьев больших водохранилищ. Образуются они в процессе затопления огромных пойменных  территорий при строительстве плотин. Например, вся современная Волга уже давно не река, а цепь обширных регулируемых водохранилищ и плотин гидроэлектростанций.  Где-то километрах в пятидесяти и выше от плотин ГЭС обычно начинаются весьма интересные  места.  Например, на Саратовском водохранилище ниже Сызрани на многочисленных волжских островах  перед их затоплением водами создаваемого «моря», деревья вырубались, скажем так, не очень тщательно. С тех пор прошло уже несколько десятков лет, подводный «лес» частично опал, пообгнил, «заматерел»  и стал крайне привлекательным для хищной и любой другой рыбы. Двойной интерес нам спиннингистам представляют сильно захламленные и закоряженные малые реки,  в свою очередь скрытые водами водохранилищ. Вот в них-то и обитают настоящие трофеи.

Другим путем образования крепких завалов на дне часто становится весенний паводок. Крытые берега рек во время половодья  сильно подмываются, и, если на них растет лес, то ежегодно часть деревьев и кустарников оказывается в воде. Некоторые стволы  сразу уносит течением, а другие остаются лежать в поваленном состоянии прямо на береговом свале, иногда «сползая» к руслу. Такие коряги хороши, но не сразу. Рыба в них обычно появляется   спустя  пару лет. Связано это, скорее всего с выделением из свежей древесины каких-то очень неприятных для рыбы веществ.  Во всяком случае, в «молодых» коряжниках хищника  всегда крайне мало, либо вообще нет.

Немало рыбы прячется в проросших в воду или вымытых из грунта корнях растущих по берегам водоемов деревьев. Их хитросплетения всегда очень привлекательны для любых подводных обитателей, возможно как раз из-за своей «геометрии». Знакомые подводные охотники рассказывали, что тот же судак забивается в такие корневые дебри, что иногда становится непонятно, как  же он будет оттуда  вылазить. Именно в таких местах рыба чувствует себя в настоящей безопасности и всегда присутствует поблизости.

Интерес представляют и старые плотовые рейды (места отстоя, разгрузки-загрузки плотов) — дно водоемов на этих участках обычно просто завалено старыми «топляками».  Лес-кругляк пролежавший десятилетие в воде легко «проходится» большинством незацепляющихся спиннинговых приманок и скрывает в себе матерых судаков, щук и сомов. Для «усатых» развалы бревен вообще излюбленное место….

Ну а на продолжительных и «унылых»   участках водоемов даже отдельно лежащее небольшое бревно может представлять  большой интерес. Ведь получается, что именно это бревнышко будет являться едва ли не единственным укрытием  для всех «живущих» или мигрирующих по близости рыб. Найти такую коряжку для спиннингиста большая удача. Потери приманок будут минимальны,  а те же щуки на ней могут целыми «гроздьями» висеть. И ловиться по пять-шесть штук подряд. А может клюнуть одна, но очень большая.

Поиск перспективных коряг

Найти на незнакомом водоеме некоторые виды коряжников очень просто. Другие вообще очевидны — их просто видно на поверхности воды. Но есть и такие, на которые можно наткнуться лишь случайно — это большая удача и координаты таких мест нужно обязательно вносить в спутниковый навигатор (необходимая вещь для современного джиговика).

Затопленные рощи и малые речки  огромных водохранилищ проще всего «найти» еще дома — найдя в Интернете  старые карты местности, сделанные еще до затопления, или посмотрев современные лоции для навигации судов.  Уже на воде (с берега на таких «морях» рыбалка, увы, невозможна), в лодку с собой нужно будет взять  эхолот и навигатор. После картографической подготовки на поиск заветных мест уходит всего несколько часов.  Ну а потом можно «на готовеньком» ловить несколько сезонов.

Траектории сплава плотов, места их стоянок-связок-разгрузок также показаны на лоциях. Много очень полезной информации можно получить от местных жителей. Разговорчивыми могут оказаться как рыбаки, так и пастухи, лесорубы или косари.

Если лес растет прямо по берегам реки, то стоит обловить любой ее резкий поворот или излучину. С вероятность почти 100% можно утверждать, что там окажется промытая ямка, а на свалах в нее будет торчать обязательные  палочки и корешки. Чаще прямо у берега виднеются   поваленные весной деревья. Нужно только выбрать из них самое «старое» и приступить к ловле.

Ну а фактор случайности в поиске  «дерева» наглядно иллюстрирует такой случай:

Ловил я как-то на широченном волжском плесе. Глубины от шести метров, до полутора. Вездесущая трава и вяленькое течение.  Типичное окунево-щучье  уныние. Я мотался на моторе по забитым в GPS-приемник точкам, и на каждой проверенной убеждался в том, что рыба держалась на акватории чрезвычайно размазано и несистемно.  И вдруг, на очередном переезде, на скорости под 40 км/час на экране эхолота мелькнуло нечто, поднимающееся с шестиметровой глубины почти до самой поверхности.  Это оказалось старое, очевидно принесенное весенней водой, дерево.  А рыбы на нем «висело», как новогодних игрушек на елке. Были там и щуки, и окуни за полкилограмма весом — в общем,  рыбалка удалась. И потом удалась. И в следующем году.

Не стоит забывать и  коряги верховьев небольших  лесных прудов.  На некоторых из них вполне можно половить джиговыми снастями.

Чем ловить?

Пожалуй, самой простой и дешевой джиговой приманкой, которой можно обловить  дремучую корягу  будет пузатая поролоновая рыбка, смонтированная на небольшом двойнике так, чтобы жала крючка оказались прижатыми к  телу рыбки.  Такая рыбка и монтируется классически — на быстросменяемом грузиле-«чебурашке», и забрасывается далеко, и ловит любого хищника. Хотя, мне даже лещ попадался на «поролонку» — всякое бывает.

Далее следует отметить использование в монтаже оснасток специальных хитрых одинарных крючков, именуемых офсетными.  На их цевье сделана характерная ступенька, удерживающая надеваемую на них силиконовую приманку (чаще всего это твистер).  «Проходимость» офсетных крючков выше, чем у поролоновой рыбки, но количество результативных подсечек, наоборот ниже. Проектировались эти крючки для ловли американского большеротого окуня — басса, а в рыхлую пасть нашей европейской щуки  втыкаются они довольно неохотно.  Через небольшое заводное колечко офсетный крючок с приманкой прицепляется к «ушастому» грузилу подходящего веса и применяется по назначению.

Проводка и поролоновых рыбок,  и силиконовых приманок оснащенных  офсетными крючками  не отличается от привычной многим нам примитивной джиговой ступеньки — два-три оборота катушкой/пауза.  Когда леска ляжет на корягу (а с чувствительной плетеной леской мы это сразу почувствуем), быструю проводку на время останавливаем, и аккуратно «протягиваем» приманку через препятствие движением удилища.  В этот момент, иногда сразу после можно ждать поклевку. На чистых от «палок» местах, и в прогалах между захламленными площадями  приманку проводим опять ступенькой.

Если офсетный крючок с силиконом не цеплять к джиг-головке, а  просто привязать к леске (или поводку из струны), а на саму леску надеть скользящее грузило «пулю» или «оливку», то мы получим очень интересную и завоевывающую популярность в кругах спиннингистов  оснастку, за  океаном названную «Техасской».   Вес грузила в такой оснастке должен быть относительно небольшим, менее 10-15 граммов, а иногда всего 1,5-2 грамма.   За счет легкости и обтекаемой формы  грузика «Техас» легко протаскивается  через молодые побеги камыша, «травку» и почти любые коряги.  Рыба, атакуя его, почти всегда надежно засекается и редко сходит — опять же из-за небольшой массы огрузки.   Из-за особенностей проводки — а требуется максимально долгое присутствие приманки в точке ловли — силиконовые приманки для «Техаса» выбираются довольно объемные и максимально парусящие.  Какой-нибудь многоногий силиконовый «кальмарчик» будет погружаться  на дно возле поваленного ствола дерева до десяти-пятнадцати секунд — за это время его часто успевают заметить и «съесть» близстоящие щуки.

Принцип облова крепей «техасской оснасткой» своеобразен.  Для начала сразу стоит оговориться, что пригодна сама оснастка  в основном накоротке — при облове прибрежных коряг. Например, тех же поваленных весной деревьев.  Рабочие глубины до трех метров — на большей глубине эффективность действия снижается. Правильную проводку и контролируемый облов подводных «веток» выполнить уже тяжело.  А вообще, все на самом деле просто. Заброс в самую гущу бурелома, потом подождать, пока оснастка опустится на дно, или ляжет на сами ветки (во время свободного падения нужно быть очень внимательными, часто происходят хватки), потом резким, иногда сдвоенным движением  «Техас» поддергивается вверх, удилище подеется вперед, и мы снова ждем касания дна и поклевки во время нее. Препятствия «переваливаются» аналогично, аккуратной потяжкой удилища.  Поначалу будут досаждать частые зацепы, но с опытом такая ловля будет приносить истинное удовольствие.  Главные беды такого метода это острые, обрезающие леску раковины моллюска дрейссены, облепляющего все старые коряги (потому снасть берем помощнее, а плетеночку потолще), и инерционные захлесты монтажа за ветки коряг. Потому, все движения должны точно контролироваться.  Ничего лишнего. Иначе, мертвый зацеп.

Очень похож на «Техас» по стилю облова коряг и флиппинговый джиг.   По сути самый обычный джиг — с джиг-головкой с одинарным крючком, и силиконовым мохнатым чудом на ней. Но вот для снижения количества зацепов флиппинговая джиг-головка оснащена специальной  «щеткой» из пластиковых «усов» перед самым крючком. Они препятствуют зацепу крючка за препятствие,  а во время подсечки «в пасть» хищника они прогибаются и не мешают ее эффективности.  Придуман этот способ ловли опять же в расчете на басса, но и наши щуки с судаками  его оценили. В оригинале флиппинг характеризуется   проводкой по вертикали — то есть джиговой проводкой, упор в которой делается на сверхмедленное погружение приманки,  вдоль какого либо интересного препятствия — стены камыша, ствола дерева или сваи моста.  Отсюда и подборка силиконовых приманок — с максимальной парусностью. В российских условиях он  (вместе со специальными джиг-головками) вполне уместен для облова  прибрежных свалов или облова дальнего подмытого берега малых лесных речек.  Проводка в целом точно такая же, как и описанная в абзаце про «Техас». Нюансы проще понять непосредственно на водоеме.

Фигуранты все те же

Добычей спиннингиста  в корягах чаще всего становятся все те же представители «большой  спиннинговой тройки» —  толстые щуки, злые судаки и вездесущие окуни. Последние, в «конкретных» корягах попадаются уже довольно крупные, от полукилограмма и выше.

Щуки в коряжниках по сути стоят в засаде.  Поэтому и клюют почти всегда — стоит только правильно предложить им правильную приманку.   На некоторых водоемах джиговая ловля щуки в корягах проста до неприятной примитивности, и представляет собой переходы от «точки» к «точке»  и сбор «урожая».  Шума пятнистые хищницы почти не боятся, иногда атакуют зацепленный за корягу джиг прямо во время  попыток его отцепить. В общем, ведут себя по-хозяйски, по-разбойничьи…

Судак в корягах отдыхает. Ловится не всегда, обычно во время коротких повременных выходов. И чаще всего не  в самих дебрях, а на открытых местах поблизости. Поохотится чуток — и снова в свои спасительные коряги.   Временами изъявляет желание немного поклевать и на месте дислокации. Однако, время клева бывает почти всегда довольно непродолжительно, а сам клев нестабилен. Так, от случаю к случаю, да на зорьках.   Для того чтобы понять, что судак в коряжнике не склонен к активным действиям  достаточно хотя бы раз нырнуть в маске, и посмотреть на него — пассивностью от рыбы так и веет. Головами вниз, хвостами кверху, кучными группами, в самом центре бурелома. Даже если очень захотеть подкинуть ему под нос приманку — едва ли это получится.  Лучше дождаться вечера. Сам вылезет.

А вот окунь никогда от еды не откажется.  И по одиночке он не держится, даже крупный.  Поэтому всегда есть шансы на неплохой улов. «Окуневые» коряги обычно располагаются на меньшей глубине, чем щучьи и судаковые, но все способы их облова от этого не меняются. Разве что сами приманки уместны более мелкие. Твистер на сантиметр меньше, головка на  5-8 граммов легче, лесочка потоньше — и удача обязательно придет. Однако, стоит признать — незацепляющиеся поводочные оснастки (на базе тех же офсетных крючков)   в ловле «полосатого» на порядок эффективнее, чем джиг.

В корягах плотно стоит язь, голавль. Не обходит их своим вниманием и сом.  Поклевки этих видов рыб случаются регулярно, но в целом достаточно редки, чтобы делать ставку только на них. Пусть лучше радуют нас как приятный прилов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяАстраханская вобла
Следующая статьяСо спиннингом по Саратовской губернии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите комментарий!
Укажите Имя

20 − тринадцать =