GPS-навигаторы — НАЙДЕТСЯ ВСЕ

1
808

gps-mapsGPS-навигация совершила прорыв в современной рыбной ловле.  То, что казалось новым, и не совсем понятно для чего нужным, теперь практически обыденность.  Есть, конечно, еще любители ориентироваться по береговым ориентирам и солнцу, но против прогресса не пойдешь.

Портативные навигаторы делают ориентирование на местности на порядок быстрее и точнее.  Но развитие не стоит на месте. Современные GPS приемники могут не только помочь выставиться  на ранее найденные, и внесенные в память прибора уловистые точки, но и найти новые.  Причем, найти их можно, не выходя из дома – даже на незнакомых водоемах.  Настолько хорошие  и подробные появились карты.

GPS навигатор и эхолот — сильно облегчают жизнь рыболову, и делают рыбалку более интересной. В последнее время особенную популярность у рыбаков приобрели беспроводные эхолоты для рыбалки с берега, отличающиеся от своих собратьев универсальностью. Такими эхолотами можно исследовать водоем и искать рыбу как с берега, так и с лодки, и даже зимой со льда. Типичным представителем беспроводных эхолотов является — Fishfinder ffw718 wireless.

fishfinder-sonar-wireless-ffw718Вернемся к навигаторам …

Выбор навигатора

На рынке широко представлены приборы портативной спутниковой навигации двух основных типов – автомобильные и туристические. Есть еще специализированная морская навигация, но там и уровень цен несколько другой, и актуальность наличия в среднестатистической ПВХ-лодочке с мотором, или в повидавшем жизнь «Прогрессе»  широкоформатного картплоттера пока остается под большим вопросом. Пока мы их всерьез рассматривать не будем.

Автомобильные навигаторы заточены на движение по дорогам общего пользования. Они способны голосом подсказывать водителю о приближении нужного поворота, предупредят о превышении разрешенной скорости, найдут нужный адрес в базе карты, рассчитают к нему маршрут согласно правилам дорожного движения (т.е. не выведут вас под «кирпич» или дорогу с односторонним встречным движением), рассчитают время прибытия в пункт назначения. Экраны у них крупные и яркие, с высокой детализацией изображения.   На некоторых даже фильмы можно смотреть. Это помимо полноценных функций карманных компьютеров – всевозможных встроенных электронных записных книжек, конвертеров, калькуляторов.

Изменив некоторые настройки в опциях прокладки маршрутов, мы сможем использовать такие навигаторы и на воде. Они будут исправно и точно показывать наше месторасположение на карте местности, записывать в память треки перемещений, запоминать координаты уловистых мест и впоследствии на них же точно выводить. Но при этом нам придется столкнуться с некоторыми недостатками в процессе эксплуатации.  Прежде всего, необходимо будет учитывать тот факт, что прибор будет бояться воды. А как спастись от влаги в лодке?  Вторым минусом станет ограниченное время автономной работы от встроенных аккумуляторов.  А далеко не на всяком плавсредстве есть розетка на 12В чтобы включить прибор в сеть через идущий в комплекте адаптер для прикуривателя.

Портативные туристические навигаторы лишены этих недостатков. Они в большинстве своем влагозащищены. Работают от стандартных «пальчиковых» аккумуляторов – при желании их можно взять целую пригоршню в запас в любую дальнюю поездку, или купить обычные «пятирублевые» батарейки в любом сельском магазине.  Время работы от таких источников питания составит более десяти часов, и даже больше.  Но, к сожалению, функционал таких приборов оставляет желать лучшего.  Экранчики у них очень маленькие и неинформативные, тусклые и с низким разрешением.  Производительность самих приборов очень низкая, они всегда подтормаживают, долго «думают» и вообще иногда готовы вывести из себя даже самых терпеливых рыболовов.  Функции навигации по автомобильным дорогам в них сильно урезаны. Ни о каком голосовом сопровождении речь, конечно же, не идет. В лучшем случае прибор будет оснащен простеньким зуммером или динамиком-пищалкой.

О чем это говорит?  О том, что производители средств навигации отлично знают свою работу – заработать как можно больше денег.  Зачем делать один универсальный навигатор, если можно продать пару? Поэтому  в идеале, увлекающемуся  видами активного отдыха человеку потребуется как минимум два прибора. Один, чтобы доехать до места рыбалки или похода на автомобиле (а что ни говорите, автонавигатор архиполезная штуковина), второй, чтобы взять его с собой на природу, в горы или на воду.

Компромиссы

Иметь два разноплановых прибора  это конечно здорово, но для многих неприемлемо по финансовым соображениям.   Большинство предпочитает ограничиться только туристическим навигатором. Оно и правильно, мы ведь в первую очередь рыболовы, и уже потом автотуристы. Но очень часто приходится сталкиваться с обратной ситуацией. У нас сначала оказывается в наличии именно автонавигатор  — друзья подарили, или перед командировкой пришлось купить. Он, кстати, при всех своих «наворотах», и  стоит существенно дешевле самых простых туристических моделей с аналогичной картографией (от сотни долларов, против двухсот-трехсот). Как же приспособить его к туристической жизни?

Перво-наперво, нужно закрыть тему электропитания прибора.  А именно, приобрести так называемый батарейный блок – пластиковую коробочку для последовательной установки в нее стандартных «пальчиковых» аккумуляторов.  Продаются такие блоки в хороших магазинах радиодеталей.  Нам подойдет тот, который рассчитан на четыре батареи.  Почти все автомобильные навигаторы питаются через кабель со стандартным  разъемом mini-USB и напряжением 5В. Он нам понадобится –  если с прибором в комплекте не было, то купите  в любом компьютерном магазине рублей за тридцать. «Приделать» такой кабель к батарейному блоку с четырьмя аккумуляторами или батарейками вам поможет любой радиомастер.  Я вообще сам справился – помог скудный юношеский опыт пользования паяльником. Ничего сложного в процессе нет – с блока выходят два провода (обычно красный «+» и черный «-»), и их нам нужно соединить соответственно с красным и черным проводами питания в кабеле USB.   Всего в стандартном кабеле USB  используется четыре жилы: два сигнальных провода, и два питающих (черный и красный). Сигнальные мы не трогаем, нам они и не понадобятся. После того как все готово, мы вставляем в блок заряженные аккумуляторы (4 штуки, по 1,5В каждый), и получаем на выходе напряжение от четырех до шести вольт, в зависимости от степени зарядки батарей. Подключаем кабель с разъемом к прибору, и спокойно рыбачим весь день. Зарядки хватит с лихвой. Если у вас в лодке уже есть эхолот с собственным 12-вольтовым аккумулятором, то все еще проще.  Надо будет всего лишь подключить к нему через какой-либо переходник ваш штатный (идущий в комплекте с навигатором)  адаптер питания для автомобильного прикуривателя.  Он ведь тоже рассчитан на 12В.

Влагозащищенности добиться будет ничуть не  сложнее. Мы можем или изготовить герметичный специальный бокс для нашего прибора, либо поместить его в пластиковый пакет – «аквапак».
Теперь мы можем безбоязненно размещать навигатор в лодке там, где нам удобно.  Случайные брызги или нежданный  дождь не причинят ему вреда.   В настройках прибора находим параметры прокладки маршрутов и снимаем галочки «Притягивать к дороге» и «Прокладка маршрута по дорогам» (варианты написания могут отличаться в разных моделях). Выбираем режим «Вне дорог» и спокойно используем прибор в повседневной рыболовной жизни – отмечаем и вносим в память интересные рыбацкие точки, опасные отмели, топляки, смотрим, с какой скоростью перемещается наша лодка. Ну, или при желании можете музыку послушать и кино посмотреть.

Изучаем карты

Поставщики   и производители приборов в последние годы здорово подсуетились в отношении России. Наконец-то с качественными навигаторами мы можем приобрести и не менее качественные карты нашей страны.  Они недешевы, но за все хорошее, так или иначе, приходится платить.

Для рыбалки нам в первую очередь интересны специальные речные и морские карты, например «Blue Chart» от Garmin, или карты водоемов в сборке карт серии «ТОПО»  компании Навиком, речные карты  Navionics.  Это полноценные лоции крупных водоемов нашей страны  с отрисовкой подводного рельефа, промерами глубин и схемами судоходных знаков. Для джиговой ловли данные очень полезные.

Детализация волжских карт «Blue Chart» такова, что на них вполне точно можно обнаружить интересные подводные отмели, буны, старые овраги и ручьи, остатки затонувших кораблей, наиболее перспективные перепады глубин и отвесные бровки с трех метров, на пятнадцать. Причем сделать это можно заранее, перед выездом на рыбалку.  Листая карту, вы изучаете рельеф, особенно интересные места (например, излучину давно затопленной водами водохранилища реки) помечаете точками, давая им любое удобное для вас название. А уже на воде методично их проверяете на наличие рыбы. Точность будет такова, что вы без труда обнаружите на месте эти самые аномалии рельефа – сдвиг по координатам будет совсем незначительным. На малых и средних реках это может быть и не актуально совсем, но на громадных волжских водохранилищах без таких карт ощущаешь себя слепым.

Тактика предварительной расстановки перспективных точек не раз выручала нас и на незнакомых водоемах. На выездных соревнованиях всегда очень мало времени остается на тренировки и поиск рыбы. А тут мы просто еще дома проанализировали  речную карту того региона, куда собирались ехать, наставили точек для проверки, и уже на месте поняли, что не промахнулись. На всех наших проверочных местах были замечены лодки местных джиговиков.  Мы были довольны. Если бы изучали такой объем рельефа с помощью обычных эхолотов, у нас бы неделя ушла, чтобы зацепиться за такие «пупки» и «ямки».

И снова экономим…

И вроде бы все отлично. Но такие карты существуют только для портативных туристических навигаторов. И стоят немало. А что же делать «автомобилистам»?   Вариантов несколько.
Можно, например, установить приложение Garmin  BaseCamp себе на персональный компьютер. Уже в приложении открыть карты лоции BlueChart для Garmin – весь подводный рельеф будет у вас на мониторе. Инструментом маршрутных точек вы ставите точки в интересных местах (край косы, начало свала, выход с ямы), сохраняете пакетный файл с этими точками под своим названием (Вкладка: Файл-> Экспорт –> Экспортировать Моя коллекция), и скидываете его в свой автонавигатор.  Там в дебрях меню находите функции импортирования точек и вносите их в свою программу навигации (такую операцию поддерживают все представленные на рынке модели). Теперь эти точки будут отображаться на карте вашего прибора. Все гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.

Второй путь сложнее, и рассчитан на чуть более полные познания программ GPS-навигации и компьютеров. Большинство автомобильных навигаторов работают на базе операционной системы Windows CE. Они являются по сути обычными КПК (компьютер-наладонник), функции которых достаточно урезаны – в них нельзя увидеть «рабочий стол» Windows. Сразу после запуска автоматически запускается меню, разработанное производителем, из которого и запускаются «разрешенные» приложения и штатная навигационная программа.  Чаще всего в таких автомобильных приборах  встречаются программы навигации  НАВИТЕЛ, Автоспутник, IGO и Мегаполис.   Но путем нехитрых операций подмены, меню можно заменить на альтернативное, с возможностью запуска других навигационных программ. Вы можете выбрать любую на собственное усмотрение.   Нам особенно интересна программа навигации OZI CE (www.oziexplorer.com), способная работать с любыми отсканированными с бумажных носителей картами. Карты только нужно по специальной методике (детально расписанной на профильных Интернет-сайтах) привязать по координатам.

Ведь не секрет, что и в глобальной сети (в уже отсканированном виде), и просто на руках у многих спиннингистов «гуляет» довольно  много судоходных карт, предназначенных для речной навигации. В пароходствах распространялись целые атласы глубоководных систем  наших рек.   Есть подводный рельеф и на некоторых туристических топографических картах, которые продавались в книжных магазинах и газетных киосках.  С помощью обычного сканера перевести бумажную карту в электронный вид совсем несложно. Можно даже потом дорисовать какие-то нужные детали и подробности от себя.  Еще немного усилий по привязке координат  (не буду останавливаться на этом подробно) – и мы получаем полноценную GPS карту для программы OZI CE. Останется лишь установить последнюю на ваш прибор, и не забыть подправить меню запуска навигатора, чтобы получить возможность включения  этой новой программы. В этом вам поможет любой хорошо разбирающийся в компьютерах знакомый. Уже готовые для установки альтернативные меню для любых  моделей навигаторов можно также найти в Интернете на форумах любителей GPS-навигации. После запуска установленной  программы OZI CE (например, вместо штатного НАВИТЕЛА или Автоспутника), мы сможем увидеть экране прибора нашу карту. С глубинами и рельефом.

Кстати, современные туристические навигаторы  Garmin тоже поддерживают карты, созданные таким образом. Такая картография называется растровой. Подробные инструкции по установке растровых  карт в  приборы  выложены на официальном сайте компании. Зачем, спросите, если для Garmin уже есть готовый BlueChart со всеми его прелестями?  А затем, что собственное творчество не менее интересно, чем использование готовых карт. К примеру, можно где-нибудь раздобыть старые карты пойм рек, которые были впоследствии затоплены  водами водохранилищ. На базе них можно такие лоции нарисовать, что позавидуют многие.  Ведь там, где раньше был лес, сейчас будет глухой коряжник. Где озеро – интересная локальная ямка.  Грейдеры полевых дорог даже спустя десятки лет после затопления сохраняют свои формы  и представляют немалый интерес для спиннингистов. И все что для этого потребуется – нормальный сканер, компьютер, да простенький графический редактор

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите комментарий!
Укажите Имя

шестнадцать − шесть =